среда, 2 марта 2011 г.

SBS на базе Ubuntu Server - Файловый сервер (Samba) + сетевая печать

Оригинал статьи находится здесь.

Устанавливаем Samba и дополнительные пакет

$ sudo apt-get install samba samba-doc libcups2 libkrb5-3 winbind \\
                       smbclient samba-common-bin 
 

В конфигурационном файле Samba, созданном по умолчанию, нужно сделать несколько изменений. Так что откройте в редакторе файл /etc/samba/smb.conf, просмотрите его и сделайте настройки в соответствии со следующим примером. Большую часть примера можно скопировать без всяких изменений, но задайте для переменной WORKGROUP имя домена Windows (вы даже можете оставить его значение равным WORKGROUP), а для переменной FILESERVER укажите имя хоста вашего сервера Linux:

[global]
   workgroup = WORKGROUP
   netbios name = FILESERVER
   server string = %h server (Samba, Ubuntu)

   passdb backend = tdbsam
   security = user
   username map = /etc/samba/smbusers
   name resolve order = wins bcast hosts
   domain logons = yes
   preferred master = yes
   wins support = yes

   ## Use CUPS for printing
   printcap name = CUPS
   printing = CUPS

   ## Set default logon
   logon drive = H:
   #logon script = scripts/logon.bat
   logon path = \\\\fileserver\\profile\\%U

   ## User management scripts
   add user script = /usr/sbin/useradd -m %u
   delete user script = /usr/sbin/userdel -r %u
   add group script = /usr/sbin/groupadd %g
   delete group script = /usr/sbin/groupdel %g
   add user to group script = /usr/sbin/usermod -G %g %u
   add machine script = /usr/sbin/useradd -s /bin/false/ -d /var/lib/nobody %u
   idmap uid = 15000-20000
   idmap gid = 15000-20000

   ## Settings to sync Samba passwords with system passwords
   passwd program = /usr/bin/passwd %u
   passwd chat = *Enter\\snew\\sUNIX\\spassword:* %n\\n *Retype\\snew\\s UNIX\\spassword:* %n\\n .
   passwd chat debug = yes
   unix password sync = yes

   ## Set the log verbosity level
   log level = 3

[homes]
   comment = Home
   valid users = %S
   read only = no
   browsable = no

[printers]
   comment = All Printers
   path = /var/spool/samba
   printable = yes
   guest ok = yes
   browsable = no

[netlogon]
   comment = Network Logon Service
   path = /home/samba/netlogon
   admin users = Administrator
  valid users = %U
   read only = no

[profile]
   comment = User profiles
   path = /home/samba/profiles
   valid users = %U
   create mode = 0600
   directory mode = 0700
   writable = yes
   browsable = no

В следующей закомментированной строке:

#logon script = scripts/logon.bat

определяется скрипт Windows, который будет выполняться на рабочей станции Windows всякий раз, когда пользователь будет входить в систему. Это, действительно, может быть весьма удобно, если вы хотите для всех компьютеров в сети применять стандартные настройки; вы можете задать, как будет отображаться диск сервера, настроить принтеры или сконфигурировать прокси-сервер. Если у вас есть скрипт logon.bat, то раскомментируйте эту строку.

Создайте директории для хранения профилей и информации о входе в домен:
$ sudo mkdir -p /home/samba/netlogon
$ sudo mkdir /home/samba/profiles
$ sudo mkdir /var/spool/samba
$ sudo chmod 777 /var/spool/samba/
$ sudo chown -R root:users /home/samba/
$ sudo chmod -R 771 /home/samba/

Сделайте так, чтобы Samba увидела вашу новую конфигурацию:
 
$ sudo /etc/init.d/smbd restart

Чтобы включить сервис WINS (Windows Internet Name Service), откройте в редакторе файл  
/etc/nsswitch.conf и найдите следующую строку:
 
hosts: files dns

Замените ее строкой:
 
hosts: files wins dns

Поскольку ваш файл-сервер будет контроллером домена (DC) для вашего домена Windows, вы должны указать компьютеры, которые будут входить в домен. Откройте файл /etc/hosts и добавьте в него все сервера и рабочие станции:
192.168.0.10 server1
192.168.0.101 workstation1
192.168.0.102 workstation2
...
192.168.0.107 workstation7

В Windows как правило, есть специальный пользователь с именем Administrator, который аналогичен пользователю root в Linux, так что добавьте пользователя root в базу данных паролей Samba и создайте для него псевдоним. Это позволит вам использовать имя пользователя Administrator при добавлении новых компьютеров в домен Windows:
$ sudo smbpasswd -a root
$ sudo sh -c "echo 'root = Administrator' > /etc/samba/smbusers"

Чтобы убедиться, что к этому моменту все работает, используйте команду smbclient и сделайте запрос к Samba:
$ smbclient -L localhost -U%

В выданном результате будет указана подробная информация о нескольких стандартных сервисах, таких как netlogon и ADMIN, а также будут перечислены машины, зарегистрированные в домене:
Domain=[WORKGROUP] OS=[Unix] Server=[Samba 3.0.21b]

        Sharename       Type      Comment
        ---------   ----      -------
        netlogon        Disk      Network Logon Service
        IPC$            IPC       IPC Service (fileserver server (Samba, Ubuntu))
        ADMIN$          IPC       IPC Service (fileserver server (Samba, Ubuntu))
Domain=[WORKGROUP] OS=[Unix] Server=[Samba 3.0.21b]

        Server               Comment
        ---------            -------
        FILESERVER           fileserver server (Samba, Ubuntu)

        Workgroup  Master
        ---------            -------
        WORKGROUP            FILESERVER
Отобразите несколько стандартных групп, используемых в доменах Windows, в эквивалентные группы в Linux:
$ sudo net groupmap modify ntgroup="Domain Admins" unixgroup=root
$ sudo net groupmap modify ntgroup="Domain Users" unixgroup=users
$ sudo net groupmap modify ntgroup="Domain Guests" unixgroup=nogroup

Чтобы предоставить пользователям возможность аутентификации в домене, их нужно прописать в контроллере домена. Этот процесс необходимо повторять для каждого пользователя, но сейчас просто создайте одного пользователя, сначала добавив пользователя в Linux и затем установив пароль для этого пользователя в Samba. Этого пользователя также потребуется поместить в группу users, которая только что была сделана псевдонимом группы Windows Domain Users:
$ sudo useradd jon -m -G users
$ sudo smbpasswd -a jon

Теперь пользователю предоставлена возможность аутентификации на рабочих станциях в вашем домене, но в нем еще ничего не открыто для совместного доступа.

Открываем общий доступ

Начните просто с добавления ресурса, к которому могут иметь доступ все пользователи. Во-первых, создайте директорий, для которого откройте общий доступ и укажите для этого директория соответствующие права доступа:
$ sudo mkdir -p /home/shares/public
$ sudo chown -R root:users /home/shares/public
$ sudo chmod -R ug+rwx,o+rx-w /home/shares/public

Каждый ресурс, для которого открыт общий доступ, должен быть сконфигурирован в Samba. Откройте файл /etc/samba/smb.conf и добавьте к концу файла следующие записи:
[public]
  comment = Public Share
  path = /home/shares/public
  valid users = @users
  force group = users 
  create mask = 0660
  directory mask = 0771
  writable = yes

Каждый раз, когда вы меняете конфигурацию, вам нужно перезапускать Samba:
$ sudo /etc/init.d/smbd restart

Добавленный фрагмент позволяет всем пользователям группы @users получать доступ к ресурсу с полными привилегиями на запись. Во многих случаях это, вероятно, не то, что вам нужно. Если совместный доступ разрешено получать только определенным пользователям, то используйте, например, следующую строку:

valid users = jon,kyle,bill

Чтобы управлять большим количеством пользователей, вы можете создать новую отдельную группу, установить для нее соответствующие права для общего доступа и указать эту группу в конфигурации Samba. Тогда у вас появится возможность добавлять пользователей в эту группу и удалять их из нее без перенастройки или перезагрузки Samba:

valid users = @authors

Вы также можете создать совместный доступ только для чтения, задав для параметра writable значение no:

writable = no

Другим типичным сценарием является предоставление общего доступа на чтение/запись для некоторых пользователей, а для всех других - только для чтения:

valid users = @authors,@editors
  read list = @authors
  write list = @editors

В Samba есть огромный спектр возможностей для задания различных вариантов доступа, так что для получения более подробной информации смотрите http://samba.org/samba/docs/.


Общий доступ к принтерам

Если у вас есть принтеры, которые вы хотите сделать доступными для ваших рабочих станций Windows через Samba, то сначала выполните настройки принтера для того, чтобы принтеры работали локально, а затем используйте команду cupsaddsmb чтобы сообщить Samba, что надо открыть к ним доступ.
Чтобы открыть общий доступ ко всем принтерам, наберите:
 
$ sudo cupsaddsmb -a

Если вы хотите открыть общий доступ к конкретному принтеру, вы можете сослаться на конкретное название принтера в CUPS:

$ sudo cupsaddsmb laserjet

Настройка принтера

Убедитесь, что принтер подключен и запустите его в Ubuntu.
В Ubuntu для управлениями принтерами и очередями заданий на печать используется система CUPS, Common Unix Printing System. Систему CUPS можно сконфигурировать с помощью различных инструментов, в том числе с помощью менеджера GNOME CUPS, а также с помощью его собственного встроенного веб-интерфейса, который работает через порт 631.

Веб интерфейс CUPS

Менеджер GNOME CUPS предоставляет быстрый доступ к основным параметрам настройки, но для того, чтобы по-настоящему управлять системой CUPS, вам следует воспользоваться встроенным веб интерфейсом. Для того, чтобы увидеть огромный спектр имеющихся возможностей, откройте веб браузер и укажите в нем адрес http://localhost:631.

Все отлично, но сразу выполз нюанс: а как быть, если на сервере у меня нет X11 и я хочу админить CUPS с удаленного хоста.
Нужно снести несколько изменений в /etc/cups/cupsd.conf:

В секцию

# Only listen for connections from the local machine.
Listen localhost:631
Listen /var/run/cups/cups.sock

Добавляем строку для интерфейса локальной сети:


Listen 10.137.131.253:631

Аналогично правим следующие секции:

# Restrict access to the server...
<Location />
  Order allow,deny
  Allow From 10.137.131.*
</Location>

# Restrict access to the admin pages...
<Location /admin>
  Encryption Required
  Order allow,deny
  Allow From 10.137.131.*
</Location>

# Restrict access to configuration files...
<Location /admin/conf>
  AuthType Default
  Require user @SYSTEM
  Order allow,deny
  Allow From 10.137.131.*
</Location>
 

После этого делаем рестарт CUPS

/etc/init.d/cups restart

Теперь можно зайти на web-интерфейс по соответствующему ip в локальной сети:
http://10.137.131.253:631 

Совместное использование локальных принтеров

Вы можете, указав настройку Shared ("Общий"), разрешить другим компьютерам вашей локальной сети использовать принтер, подключенный локально.
Для того, чтобы увидеть определения (настройки — прим.пер.) ваших принтеров, откройте с помощью текстового редактора файл /etc/cups/printers.conf. Каждый принтер определяется в отдельном блоке, причем все настройки, касающиеся этого принтера, указываются в произвольном порядке внутри этого блока. Найдите среди существующих настроек следующий вариант:

Shared no

Замените его на вариант:

Shared yes

После того, как вы измените файла printers.conf, перезапустите планировщик CUPS:

$ sudo /etc/init.d/cupsys restart

Задаем квоты для принтера

В CUPS реализована очень простая схема квот, которая позволит вам ограничивать количество страниц, распечатываемое за указанный период, но эта схему можно применять принтерам, а не к пользователям.
С помощью текстового редактора откройте файл /etc/cups/printers.conf и добавьте два настроечных параметра: PageLimit, в котором указывается максимально допустимое количество печатаемых страниц, и QuotaPeriod, в котором задается период в секундах, в течение которого действует ограничение. Для того, чтобы задать ограничение в 200 страниц в течение недели, вам нужно указать следующие настройки

QuotaPeriod 604800
PageLimit 200

Один день равен 86 400 секундам, одна неделя равна 604 800 секундам, а один месяц равен 2 592 000 секундам.
Вы также можете указать параметр KLimit, определяющий объем данных в килобайтах, которые принтеру разрешено принять. Этот вариант может оказаться полезным в случае, если вы хотите, чтобы на конкретные принтеры не посылались очень большие задания печати.

Подсказка

После того, как вы измените файл printers.conf, перезапустите CUPS.
Есть прием, с помощью которого можно обойти ограничение, позволяющее задавать квоты для принтеров, это - сконфигурировать один и тот же принтер несколько раз, каждый раз с новый именем и новыми настройками доступа, и связать эти настройки с тем же самым устройством. После этого квота для каждого "принтера" будет отслеживаться индивидуально, так что вы можете подключить каждого пользователя к отдельному виртуальному принтеру и, таким образом, задать индивидуальные квоты для пользователей.